Статья ЦДС «Благополучие» на страницах FoxTime. 2019 год.
Дошкольное развитие:
как вырастить гармоничного ребенка?
Первый класс – это большой стресс не только для ребенка, но и для родителей. Неожиданно оказывается, что проблемы, не решенные в дошкольном возрасте, не дают первокласснику полноценно учиться. Центр Детства и Семьи «Благополучие» рассказывает, насколько важно гармоничное развитие эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер ребенка в дошкольном детстве.
Родители нередко уделяют много внимания спортивным секциям, развитию у ребенка-дошкольника математических способностей или изучению английского языка, но могут упустить из виду основу здоровья и успеха ребенка – состояние его психического развития. В дальнейшем непроработанные проблемы могут вылиться в трудности поведения (гиперактивность, капризы, непослушание, зависимости, навязчивости и пр.), обучения (слабая память, сниженное внимание, нежелание учиться, школьная неуспеваемость), общения и социальной адаптации (агрессия, эгоцентризм, неумение принимать правила, низкая эмпатия и т.д.), привести к ухудшению здоровья (нарушения сна, головные боли, психосоматические реакции, нарушение аппетита, энурез и мн.др.). И, как следствие, ребенок не сможет успешно и полноценно учиться, взаимодействовать с учителем и одноклассниками.
Сложности в развитии и поведении ребенка могут начать проявляться уже к 2-3 годам, к 4 годам становятся более очевидными, и, если их игнорировать, они «расцветают» именно в начальной школе. Зачастую родители не придают значения проблемам, возникшим в дошкольном детстве. Они считают, что ребенок «перерастет» или «школа все исправит»! При этом не понимают, что школа - это очень серьезное испытание для ребенка, его нервной системы и психики, и школа будет только усугублять имеющиеся сложности. И так же ошибочно полагать, что для коррекции существующих проблем в развитии достаточно совершить «маршбросок» за полгода-год до школы, отдав ребенка на подготовительные занятия.
Вырастить здорового во всех смыслах человека, полноценную и гармоничную личность - непростая задача, и родителям очень важно следить не только за питанием и окружением ребенка, но и своевременно увидеть особенности в его развитии и поведении, понять, что ему нужна помощь. Как правило, родителям очень трудно самостоятельно заметить имеющиеся у ребенка особенности, какие-либо отклонения. На них должны обратить внимание специалисты, и зачастую это не врачи поликлиники, которые видят ребенка 10-15 минут, а люди, работающие в детском саду, которые постоянно наблюдают за ребенком и видят его в разных ситуациях. Но для этого специалисты детского сада должны быть неравнодушными и компетентными. Родителям очень важно тщательно выбирать детский сад, руководствуясь не только комфортом ребенка, но и комплексностью подхода к развитию и обучению детей, высоким уровнем профессионализма работающих с детьми специалистов.
Трудности, имеющиеся у ребенка, могут иметь разные источники, но чаще всего это особенности развития нервной системы, в т.ч. головного мозга. Поэтому основной специалист, к которому необходимо обращаться при наличии каких-либо отклонений (или подозрении на них) – это нейропсихолог. Некоторые специалисты утверждают, что полноценная нейропсихологическая диагностика и коррекция возможна только с 6-7 лет, но это не так! Если они не знают и не умеют работать с детьми младшего и дошкольного возраста, то это не значит, что не знают и не умеют другие…
Есть нейропсихологи (психотерапевты и реабилитологи), применяющие уникальный Метод Сенсомоторной коррекции (в том числе сенсорной интеграции, игротерапии и поведенческой коррекции и др.), которые могут успешно работать с детьми уже с возраста около полутора лет, на преодоление имеющихся особенностей развития и/или поведения.
В Центре Детства и Семьи «Благополучие» силами большого штата, состоящего из воспитателей, логопедов-дефектологов, диагностов, клинических психологов, методиста и других специалистов, реализуются три направления деятельности: 1 - детский сад для обычных здоровых детей (нормотипичных), включающий как обычные группы, так и инклюзивные группы (совместные группы для нормотипичных детей и детей с негрубыми отклонениями в развитии); 2 - детский сад для детей с ОВЗ (особыми возможностями здоровья, т.е. дети с серьезными нарушениями развития); 3 - коррекционно-развивающий центр (разносторонние занятия с детьми, имеющими различные особенности развития, на основе индивидуальных комплексных программ обучения и групповых программ).
Основной принцип нашего Центра - командное комплексное ведение ребенка на протяжении всех его этапов обучения. Очень важно, что диагностика и коррекция могут проводиться в условиях пребывания ребенка в детском саду, гармонично встраиваясь в общий режим. Кроме того, в таких условиях возможна слаженная командная работа специалистов – педагоги, нейропсихологи, воспитатели, логопеды-дефектологи всегда могут обсудить ребенка, согласовать ход коррекционного и образовательного процесса, в котором методист занимает значимое место, своевременно корректируя индивидуальный маршрут ребенка. Такой комплексный подход и позволяет нам постоянно наблюдать за динамикой развития ребенка, тесно взаимодействовать с семьей по различным вопросам и получать эффективные результаты.
Такая комплексная коррекционно-развивающая работа ведется в нашем Центре уже много лет, в том числе и под руководством ведущего научного сотрудника ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» Султановой Альфии Сергеевны. Нашими Партнерами в сопровождении детей так же являются врачи: невролог, нейроофтальмолог, остепаты, психиатр, стомалотолог, ортодонт. Ведь каждый Родитель знает – насколько трудно найти компетентного врача с индивидуальным подходом, работающего с душой и ответственностью! За все эти годы мы видим очень хорошие результаты не только в дошкольном возрасте, но и отслеживая детей в дальнейшем - по хорошей адаптации и успешному обучению в школе (у нас всегда можно ознакомиться с многочисленными отзывами благодарных родителей). Нас так же рекомендуют врачи и педагоги, которые видят своими глазами насколько сильно могут измениться дети в развитии за небольшой период времени просто на фоне проводимых у нас комплексных занятий, в том числе без применения лекарственных средств. Так же сложилось очень интересное и продуктивное сотрудничество с известной большой частной московской школой, где мы на протяжении учебного года с детьми второго и третьего класса занимались нейрокоррекцией. Директор и учителя воочию убедились насколько эффективна и неоценима по своей пользе работа нейропсихолога (со слов учителей – «дети как будто резко включаются и действительно начинают учиться). Становятся вдруг доступны многоступенчатые инструкции и разборчивым почерк, выравнивается поведение, появляется мотивация и уверенность в себе, стремление к взаимодействию с одноклассниками и учителями. И это всего за полгода-год!).
Комплексный подход применяется к детям как с негрубыми отклонениями в развитии и поведении (нарушение развития речи, частые капризы и истерики, агрессивное поведение, невротические реакции, задержка психического развития, гиперактивность и мн.др.), так и к детям с серьезными нарушениями, установленными диагнозами (разные виды аутизма, умственная отсталость, эпилепсия, наследственные синдромы, в т.ч. синдром Дауна, ДЦП и др.). Недавно мы стали Партнерами международного проекта с участием китайских специалистов с АНО Центром Содействия и Благотворительным Фондом «Искра Милосердия». Сочетание передовых восточных методик в комплексе коррекционных занятий зарекомендовали себя как очень эффективные для детей с ОВЗ.
В наши детские сады, в разные по направленности группы, приходят очень разные дети, и у нас накоплен уникальный опыт инклюзии (инклюзивные группы небольшие по численности, тщательно подобраны по составу). При этом все дети в этих группах чувствуют себя комфортно, т.к. наши специалисты владеют методами организации взаимодействия, понимают тонкости адаптации «особых» детей, могут создать для них условия безболезненного вхождения в детский коллектив. Все Родители всегда отмечают высокую организацию процесса обучения и развития, где одни дети – с нормой, успешно учатся всему, помогая другим - особенным детям, при этом не нарушая атмосферы занятий, взаимодействия и поведения, а детки, составляющие инклюзивную часть группы, тянутся за детьми с нормой и чувствуют себя защищенными и успешными!
Это и есть итог и результат огромных вложений труда и души Воспитателей и Специалистов Центра.
В любом случае, перед началом посещения детского сада мы рекомендуем пройти комплексную диагностику – нейропсихолога и логопеда-дефектолога. Даже если родители уверены, что у них нормально развивающийся ребенок, все равно необходимо проконсультироваться у компетентного нейропсихолога хотя бы за год до школы, чтобы понять сильные и слабые стороны в развитии ребенка, на какие психические функции следует обратить особое внимание (слухоречевая память, пространственное восприятие, зрительно-моторные координации, произвольный контроль и др.), развитие каких зон мозга необходимо простимулировать (это могут быть, например, лобные отделы, височные отделы левого полушария или структуры, отвечающие за межполушарное взаимодействие и др.). Чем раньше будет начата коррекционно-развивающая работа, тем больше вероятность, что будет достигнут очень хороший результат! Мы всегда даем родителям развернутые рекомендации и рассказываем о целях и этапах нейрокоррекции, тонкостях адаптации и характере взаимодействия на начальном этапе занятий, подготавливаем подробный индивидуальный план (маршрут), включающий так же полный методический комплекс и сопровождение другими необходимыми специалистами.
Важно понимать, что нейропсихологическая диагностика - это не врачебная диагностика, и ее конечной целью не является постановка диагноза или навешивание ярлыков на ребенка! Она нужна для того, чтобы выявить слабые стороны, имеющийся дефицит и показать Родителям где и почему ребенку трудно, найти грамотные и эффективные пути решения! Наша главная задача - Оказать ребенку своевременную помощь, и предотвратить появление многих трудностей не только в школьном обучении, но и в дальнейшей жизни ребенка.
Отношение к детям
Частных садов, обещающих вырастить из ребенка гения или свободную личность, становится все больше, а выбор – все труднее… В случае с детьми, которых нужно немножко «подтянуть» в разных сферах, бережное и заботливое отношение выходит на первый план. Сад становится вторым домом для ребенка, а воспитатель – педагогом и второй мамой в одном лице. Главная цель детского сада и семейного центра «Благополучие» – реализовать гармоничное развитие и всестороннее обучение в атмосфере доброты, заботы и внимания, находясь в полном содействии с Семьей.
Именно поэтому особым акцентом является воспитание правильных моральных устоев. Например, пресекается расизм и оскорбления в сторону детей, у которых пока что-то не получается, прививается толерантность и тактичность. В течение обучения идет закрепление правил поведения и доброго отношения детей друг к другу. Для этого предусмотрен разбор любой сложной или конфликтной ситуации с психологом и родителем, ведь гармоничное обучение ребенка основывается на взаимодействии и содействии родителей и педагогов.
Методика
В Центре не гонятся за сомнительными модными веяниями, а основываются на зарекомендовавших себя эффективных методиках и проверенном опытом режиме дня.